Пророк Самуил

Итак, Самуил... Кто он? Когда и где жил? Что сделал он? Что оставил после себя? 


Время перед рождением Самуила

  Со времени вхождения израильского народа на землюобетованную прошло несколько веков. Израильтяне не смогли сразу покорить соседние племена, постепенно начали утрачивать и стремление окончательно освободить землю от старых хозяев. Израильские колена слишком рано в ущерб Воле Божией предпочли спокойную и сытую жизнь. Близкое соседство непокоренных народов привело к неизбежному заимствованию  их обычаев и верований, которые, в свою очередь, привели к постепенному отступлению от веры отцов в Единого Бога.  Не стало былой единой силы народа, разрозненные израильские племена погрузились в междоусобные ссоры, став слабыми и уязвимыми перед внешней опасностью, исходящей от соседних, не до конца покоренных, ханаанских народов. Израильский народ - по промыслу Божьему - за свое отступление для вразумления подвергался в различные бедствия.  В момент всеобщего покаяния Бог милостиво посылал избавителей - судей, которые какое то время поддерживали мир и порядок.  С момента последнего судии Самсона прошло много времени, за которое народ израильский, почти полностью попал в подчинение филистимлян. Находясь в рабстве не только филистимлян, но и своих страстей, израильтянам сильно не хватало вождя, подобного Моисею, способного освободить и очистить богоизбранный народ. Именно в это трудное время для израильского народа на свет появился Самуил. 


Рождение Самуила

Стоял у гор Ефремовых град Рама.

Жил в нем левит по имени Елкан 

Феванна, Анна были женами его.

Жена Феванна, детей имея унижала Анну.

Безчадсвтва поношенье  пренося, молилась Анна

Дитя у Господа прося, дала обеты, говоря

Господь Саафов,  Боже всемогущий услышь моление мое

Презри на скорбь рабы Твоей и вспомни обо мне

Мужеского пола, дай мне желанное дитя.

Отдам Тебе его на все дни жизни

Вина и сикера не будет пить он

И бритва не коснется головы его

И наречется назореем

Благословил ее первосвященник Илий, и  сказал

Иди с миром, и Бог израилев исполнит прошение твое.

И даст тебе чего просила у него.

Проходит время,  Анна Самуила родила

И говорила всем «от Господа его я испросила» 


   Самуил был рожден при необычайных обстоятельствах. Сила Божия особенно сильно подается  в немощи человеческой переносимой со смирением и молитвой.  По обету, данному его матерью Богу в своей отчаянной молитве,  Самуил был предназначен для назорейского подвига, служения Богу и своему народу. Самуил, что значит «испрошенный у Господа» или по другому значению «Услышанный Господом», в своем рождении и жизни, частично повторил жизнь Моисея и рождение и жизнь Спасителя Иисуса Хруста, став назореем. Ходил среди народа проповедуя о Боге, всю свою жизнь посвятил Богу и возрождению богоизбранного народа. При посвящении Самуила Богу, его мать пророчески произнесла песнь, отдельными отзвуками так похожую на песнь Пресвятой Богородицы:


«Возрадовалось сердце мое в Господе;

Вознесся рог мой в Боге моем»

Воспитание Самуила

   За три года домашнего воспитания своего сына благочестивая Анна несомненно заложила в Самуила первые семена благочестия. Продолжая воспитываться при скинии, в глубочайшем уважении к словам закона, нося образ заповедей в своей душе, Самуил был особенно восприимчив ко всему доброму. Самуил не заразился поведением сыновей первосвященника Илия, наоборот, видя их отступление, более возревновал к Богу. Из этого периода жизни Самуила видно,  что для правильного формирования личности человека, способного устоять перед многими искушениями, важны первые годы внимательного, преисполненного любви воспитания, в полноценной и духовно-здоровой семье.


Начало служения

   Самуил не сразу выступил на служение. Первым призванием к служению, было откровение от Бога, в котором Бог Израилев, сообщил Самуилу о его роли в жизни народа и о судьбе первосвященника с его сыновьями. С момента утраты ковчега и прекращения существования скинии в Силоме, Самуил переселился в свой родной город Раму. Живя в Раме, в течение достаточно продолжительного времени, Самуил помогал нуждающимся мудрыми советами и постепенно подходил к осмыслению сути всех бед своего народа.

   Случаем, послужившим началом следующего этапа деятельного служения Самуила, явилась освободительная война с филистимлянами.  Не будучи военным вождем и не имея военного опыта, уповая исключительно на помощь Божию, Самуил возвысил голос, подняв народ на сопротивление . Это был единственный случай, в котором Самуил проявил себя как военный вождь. 

   После полной победы над филистимлянами народ увидел в Самуиле своего вождя и судию.  С этого момента, пользуясь безграничным уважением и авторитетом, Самуил начал делать то, что до него не делали ни одни судьи, которые как правило после избавления от беды,  в мирное время не продолжали управлять всем израильским народом. После Моисея у израильского народа не было такого вождя, который бы в себе сочетал роль священника, пророка, вождя, законодателя и судию. Для вывода народа из очередного рабства, именно эти роли требовались от вождя. В лице Самуила израильский народ, наконец, обрел вождя, который подобно Моисею вел свой народ к Богу. 


Управление израильским народом на началах теократии

   Самуил прекрасно видел и понимал, что основной причиной бедственного положения израильского народа является отступление от Бога. Требовалось начать вспахивать самую каменистую землю, окаменевшие души людей, возрождать почти утраченную религиозную жизнь своего народа. Силом, с момента временной утраты ковчега, перестал быть единственным и единым местом поклонения Богу.  Для укрепление веры Самуил основал пророческие школы, которые начали служить источником ревнителей веры. Школа представляла собой братство людей «Сонм пророков», посвятивших свою жизнь проповеди о Боге. Возможно, пророческие школы были первой формой ветхозаветной монашеской жизни. Выполняя свое служение Самуил ежегодно лично обходил все израильские земли. Во время обхода Самуил приносил жертвы Богу, судил и разбирал дела, наставлял и учил. В трудах по просвещению и управлению народом прошли лучшие годы Самуила.


Переломный момент в жизни Самуила и израильского народа

   В какой то момент,  когда силы стали оставлять, а нагрузка становилось все больше, так что  охватить все дела по управлению народом было не возможно, Самуил поставил судьями над народом своих сыновей. Неожиданно для себя Самуил столкнулся с проблемой, которой доселе не ведал. Отдаваясь весь без остатка служению народу, Самуил не смог уделить должного внимания воспитанию собственных сыновей, которые уклонились от пути отца. Их не достойное поведение явилось тем обстоятельством, которое в конечном итоге стало поворотным в истории израильского народа. Народ в лице старейшин видя неспособность сыновей Самуила к мудрому и справедливому правлению,  а также сравниваясь с соседними народами, пришел к выводу о необходимости земной царской власти. Народ израильский полностью осознал свою неспособность к самоуправлению по началам богоправления.  Требовалась сильная, централизованная царская власть. Возможно, что после утраты единого религиозного центра это был единственный выход для сохранения израильского народа.  Лично для Самуила требование народа перечеркивало все труды его жизни. Но как и всегда Самуил жил по слову Божию: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними».

   Как сказал Эвальд: «Самуил есть один из тех немногих людей в истории, которые в критические времена, силою своего характера и непобедимой энергии, заканчивают предшествующую форму великой существующей системы сначала против собственной воли, но затем, убедившись в ее неизбежности, отдаются на служение новой со всею силой и охотой своей натуры вводя лучшую форму с более счастливым результатом, несмотря на личные страдания и даже угнетения».

   Будучи человеком действия, Самуил отдавал установленной системе порядка все свои силы, стремясь к укреплению и возрождению своего народа. Но вопреки затраченным собственным усилиям внезапно в зрелые годы своей жизни осеняется пониманием о безнадежном состоянии своего народа, не способным жить по установленным Божиим законам и приходит к выводу подкрепленному словом Божиим, что народ можно сохранить и спасти совершенно новым устройством общества. Хотя сначала, будучи сознательным противником ногого строя общества, которого у него требовал народ, Самуил с момента признания необходимости этих изменений сделался наиболее деятельным и  полезным организатором нового учреждения для израильского народа. Самуил стал героем двух периодов, максимально положительно повлияв на ход событий в обоих.

   Приступив к новой задаче, Самуил, по указанию Божию, нашел достойного претендента и приложил немало сил утвердить его положение. Пользуясь случаем победы израильтян над аммонитами, Самуил, обладая доселе полнотой власти, поставил Саула земным царем, став его мудрым наставником и духовным руководителем народа. Надо отметить, что система управления государством, образовавшаяся усилиями Самуила, явилась прообразом систем управления христианских государств. Отличительной особенностью является то, что не вся власть сосредоточилась в руках царя. Высшая (духовная) власть, которая ограничивала бы не правильные действия царей, продолжала находиться в руках избранных Богом людей.

   Стоит обратить внимание на момент, произошедший во время событий становления Саула царем, говорящий нам о по истине редком явлении. Перед вручением в руки Саула царской власти, Самуил обратился к народу с трогательной речью: «Вот, я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя, и вот, царь ходит пред вами; я же ходил перед вами от юности моей и до сего дня; вот; свидетельствуйте на меня перед Господом и перед помазаником Его: у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, - и я возвращу вам».  Эти слова, устыдили и затронули сердца тех, кому они предназначались, но минуя столько веков эти слова трогуют и наши сердца. На Самуила не нашлось ни одного свидетельства. Это показатель высшей степени справедливого правления Самуила. Лично я не видел ни одного управленца, который бы мог отметить это. Даже если справедливо, то для кого-то обидно, не всем подчиненным дано понять даже справедливые решения. И непонятно, почему народ так торопился в смене столь справедливого правителя. Далее Самуил наставил народ следующим предостережением. «Если будете бояться Господа и служить Ему, и слушаться гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будеде и вы, и царь ваш, который царствует над вами, ходить в след Господа, Бога вашего, то рука Господа не будет против вас. А если не будеде слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как бы против отцов ваших». Как это часто бывает, народ видел свои проблемы не в отступлении от веры в Бога, а в недостатках нынешнего правления, но Самуил в последний раз обратил внимание именно на этот самый важный аспект. Любое дело надо начинать с себя, наведения порядка в своих душах, тогда любая деятельность действительно принесет полезные плоды.


Царствование Саула

   С этого момента у израильского народа появился первый избранный Богом и народом царь. Но вопреки хорошему началу, в котором помазанник делом своих блистательных побед показал народу свою способность быть им, наступил момент когда Саул упоенный первыми успехами потерял голову и совершил то, что положило конец его правлению.  В трудную минуту, в момент нового столкновения с филистимлянами, стараясь угодить народу он впервые ослушался и нарушил волю своего духовного руководителя, того кто его сделал царем - Самуила. Вся история от Адама неоднократно показывает и убеждает нас о невозможности сделать что то хорошее, нарушая при этом высшие Божии законы, но имеено эту ошибку, как не одну другую, так часто совершают люди, руководствуясь желанием достичь видимых земных целей. После своего самовластного поступка, Саул показал свое намерение быть самовольным независимым правителем нарушив основное условие своего избрания на царство. Земные владыки всегда для укрепления своей власти пыталась подстраивать религию под свои политические цели. Чтобы остановить это опасное отступление, грозящее большими бедами для израильского народа, Самуилу ничего не оставалось сделать, как строго обличить Саула произнеся слова предсказывающие следующее: «не устоять царствованию твоему; Господь найдет себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом».  Дальнейшие события и последующие отступление  яснее проявили характер Саула. В войне с амаликитянами Саул снова нарушил повеление Божие и пытался лукаво оправдаться перед Самуилом. На что охваченный негодованием Самуил

пророчески произнес возвышенную поэтическую речь, смысл которой актуален и по сей день.


«Неужели Всесожжения и жертвы

Столь же приятны Господу,

Как послушание гласу Господа?

И повиновение лучше тука овнов.

Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство,

И проклятие то же, что идолопоклонство.

За то, что ты отверг слово Господа,

И Он отверг тебя,

Чтобы ты не был царем». 


 После этих событить Саул прекратил быть теократическим царем.

 Скорбя о будущем своего народа, Самуил на исходе своих лет, вновь должен был выполнить последнее и важное повеление Божие - помазать будущего достойного царя.  На нового помазанника Божия, Давида, сошел Дух Божий, оказав божественное влияние на развитие его характера как будущего достойного царя. Это было последнее дело пророка.

     

   С тех пор Самуил жил в полном уединении, не принимая никакого участия в общественных делах. Возможно в это время он выступил в качестве бытописателя книги Судий и начала книги Царств. Спустя какое-то время он умер. Библия повествует об этом так: «И умер Самуил; и собрались все израильтяне, и плакали по нем, и погребли его в доме его, в Раме». Со смертью Самуила, будущий царь Давид, потерял своего духовного отца и руководителя, но достойно выполнил возложенные на него им надежны.


   Итогом дел, совершенных Самуилом за всю жизнь, стало сохранение богоизбранного народа. Именно Самуил положил начало зарождению сильного израильского государства. Именно Самуил вдохнул новую религиозную жизнь в израильский народ, основав первые пророческие школы, которые стали источником просвещения и укрепления веры в Бога.  Причиной глубочайшего уважения Самуила израильским народом стало самое справедливое и мудрое правление, проявившееся в бескорыстном, жертвенном, ревностном  и деятельном служении народу, как от представителя царя небесного.